Неотложные вопросы организации противотуберкулезной деятельности: подготовка к переходу в систему ОМС, курация23.05.13 Источник: г. Омск 22-23 мая 2013 года в городе Омск состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Неотложные вопросы организации противотуберкулезной деятельности, подготовка к переходу в систему ОМС, курация». В рамках форума работала секция «Система управления качеством сестринской помощи больным туберкулезом. Критерии оценки работы медицинской сестры». Организаторы конференции - ФГБУ «Новосибирский НИИ туберкулеза» Минздрава России, Министерство здравоохранения Омской области, КУЗОО «Клинический противотуберкулезный диспансер», ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия». В работе конференции приняли участие 239 человек, в том числе сотрудники научно-исследовательских учреждений, преподаватели кафедр медицинских вузов и главные специалисты лечебно-профилактических учреждений фтизиопульмонологического профиля, медицинские сёстры, специалисты Центрального, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, в том числе городов Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Владивосток, Магадан, Омск, Иркутск, Барнаул, Благовещенск, Чита, Екатеринбург, Казань, Кемерово, Красноярск, Саратов, Абакан, Кызыл, Тюмень, Горно-Алтайск, Салехард, Петропавловск-Камчатский, Новокузнецк, Томск, Хабаровск, Улан-Удэ, Якутск. К началу работы конференции был издан сборник «Неотложные вопросы организации противотуберкулезной деятельности: подготовка к переходу в систему ОМС; курация», куда вошли 60 статей, представляющих интерес для научных работников, преподавателей вузов, специалистов лечебно-профилактических учреждений и организаторов здравоохранения, среднего медицинского персонала.
В ходе работы конференции на 3 пленарных заседаниях было заслушано 29 докладов. Проведен круглый стол по вопросам перехода противотуберкулезной службы в систему ОМС. С приветственным словом к участникам конференции обратились заместитель Министра здравоохранения Омской области - Богданова О.Н., главный внештатный по фтизиатрии и торакальной хирургии МЗ РФ России, профессор - Яблонский П.К., главный внештатный специалист Сибирского федерального округа, профессор - Краснов В.А., представитель офиса ВОЗ в России - Пашкевич Д.Д. Они отметили важность и актуальность вопросов, вынесенных для обсуждения, а также выразили благодарность за регулярность подобных встреч фтизиатров различных уровней и всех заинтересованных служб и ведомств. Во время таких мероприятий подводятся итоги деятельности противотуберкулезной службы как в отдельно взятых территориях, так и в федеральных округах, поднимаются и обсуждаются острые вопросы, по которым принимаются решения, выносимые в дальнейшем для обсуждения на национальном уровне. Участники конференции отметили: в России за последние 5 лет наметились положительные тенденции в ситуации с туберкулезом. Показатель заболеваемости за этот период снизился на 20,0% (с 85,1 до 68,1 на 100 000 населения). В то же время тревожат такие негативные процессы, как неудержимый рост численности больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя и больных сочетанием ТБ и ВИЧ-инфекции. Остается низкой эффективность лечения впервые выявленных больных. Есть основания говорить о неэффективном использовании финансовых средств. На сегодняшний день ни одно здание противотуберкулезного учреждения не соответствует международным стандартам и требованиям. Основным критерием Росздравнадзора при лечении больных туберкулезом является оптимальное сочетание • эффективности лечения, • качества оказания медицинской помощи, • затрат. На сегодняшний день нет единой стандартизации по всей России, хотя принимаются «правильные законы». Принятый недавно ФЗ-323 также имеет «подводные камни»: а) больной имеет право выбрать врача и диспансер, но это усложняет наблюдение и контроль лечения данного пациента; б) не разработаны критерии доступности и качества оказания медицинской помощи; в) в этот Закон заложены другие тарифы, чем существовали раньше, при этом сами тарифы не изменены; г) отсутствует обоснованная стоимость: • работы в очагах • розыска больных в очагах • работы лабораторной службы • отсутствует также оплата за медицинские услуги в системе ОМС; д) нечетко определены этапы реформирования системы ОМС, в том числе по принципу одноканального финансирования. В то же время переход в систему ОМС – это шаг вперед, так как позволяет посмотреть на функционирование учреждения со стороны и заставляет учиться зарабатывать деньги.
Переход в систему ОМС нужен, но осуществлять его необходимо осторожно, с учетом уже выявившихся нерешенных вопросов. Согласно Федеральному закону № 326, с 2012 года все страховые взносы на работающих и неработающих граждан поступают в Федеральный бюджет, а возвращаются в субъекты по их заявкам. Программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам РФ состоит из базовой и региональной частей. Фонд ОМС и страховые компании выполняют контролирующие функции. Контрольно-ревизионная служба, согласно существующему приказу, может проверить все, в том числе и расходование финансовых средств, и качество оказания медицинской помощи. Медико-экономическую экспертизу проводят эксперты, контроль качества оказания медицинской помощи проводится на основании соответствия критериям ФЗ № 326. Одна из проблем – наличие страховых медицинских полисов. Учреждение, работающее в системе ОМС, может оказывать помощь только застрахованным пациентам. При туберкулезе нет четких принципов оказания помощи лицам из категории БОМЖ. Нерешенные экономические вопросы: • тарифы • неопределенность понятия «законченный случай» • оценка качества оказания медицинской помощи. По качеству оказания медицинской помощи региональные и государственные стандарты пока расходятся. Руководители противотуберкулезной службы не имеют опыта работы в системе ОМС и необходимой теоретической подготовки. Противотуберкулезная служба в силу особенностей течения инфекции не укладывается в имеющиеся стандарты и подходы к одноканальному финансированию, для нее их нужно будет разрабатывать отдельно. Основываясь на опыте работы в условиях одноканального финансирования Республики Татарстан и Тюменской области, участники конференции постановили, что система одноканального финансирования имеет ряд преимуществ: • приведение в соответствие всех нормативов, в т.ч. коечного фонда; • сокращение бюджетных расходов на содержание нефункционирующих коек и лечение непрофильных больных; • сокращение сроков стационарного лечения в соответствии с МЭСами; • возможность на основе разработанных стандартов унифицировать расчеты, тарифы, оплату труда; создать систему, при которой врач независимо от стажа работы мог бы хорошо зарабатывать; • возможность контролировать работу каждого врача, всего учреждения в онлайн-режиме. В то же время выявлены недостатки: • невозможность долечивания непрофильных больных; • невозможность получить оплату за лечение сопутствующих заболеваний у больного туберкулезом; • отсутствие у фтизиатров стандартов лечения сопутствующих заболеваний и, соответственно, необходимость приглашать консультантов, что требует дополнительных расходов; • недостаточное число пациентов для выполнения плана и оплаты по факту; • увеличение нагрузки на врачей и медсестер по заполнению медицинской документации в условиях дефицита кадров (при этом нагрузка и кадры в соответствие приводиться не будут); • необходимость внедрения полноценной медицинской и медико-экономической экспертизы; • недостаточное число квалифицированных экспертов качества оказания медицинской помощи. Прежде чем решить вопрос о переходе в систему ОМС, необходимо: • провести реструктуризацию противотуберкулезных учреждений с целью получения лицензии и сертификата; • определить понятие «законченный случай» применительно к фтизиатрии; • экономически рассчитать, насколько выгоден или невыгоден переход в систему ОМС; • после утверждения федеральных стандартов разработать стандарты для каждого учреждения, согласующиеся с его целями и задачами; • до окончательного решения вопроса о переходе в систему ОМС опробовать ее в тестовом режиме на нескольких субъектах с различным уровнем заболеваемости туберкулезом. Главное - определиться, будет противотуберкулезная служба входить в систему ОМС или нет. Экономическая составляющая системы ОМС - дорогое удовольствие: приглашение экспертов, использование специальных программ. Возникает законный вопрос: окупится ли все это? Что мы получим в итоге? Нельзя упускать и социальный аспект: к чему приведет ужесточение условий госпитализации и сокращение количества стационарных коек? Мы сможем хорошо лечить тех больных, кто заинтересован в излечении и сотрудничает с фтизиатрами. А дезадаптированные больные окажутся за бортом и будут распространять туберкулез? Подводя итог работы первого пленарного заседания, участники отметили, что на сегодняшний день возможен переход противотуберкулезной службы в систему в ОМС, однако не стоит забывать, что туберкулез - социальное заболевание, и данную проблему должно решать государство, в том числе система социальной защиты, а не только учреждения фтизиатрического профиля. На 2-м пленарном заседании «Необходимость и целесообразность курации в современных условиях» было подчеркнуто: курация представляет собой важный комплекс мероприятий, а именно, оказание организационной, методической и практической помощи противотуберкулезным учреждениям различного уровня и подчинения. В то же время данная деятельность, хотя и используется на всех уровнях, не имеет под собой законодательной базы. В связи с тем, что кураторская работа важна, необходим пересмотр элементов и некоторых функций кураторов. Также необходимо разработать механизмы взаимодействия субъектов курационной деятельности, в том числе в виде заключения договора на проведение кураторской работы, и предусмотреть финансирование данной работы Минздравом России. С точки зрения Всемирной Организации Здравоохранения, курация является процессом повышения эффективности работы фтизиатров путем совершенствования их знаний и навыков, улучшения их отношения к работе, позволяет провести первичный анализ проблем, возникающих на пути достижения целей, и определение возможных способов их решения. ВОЗ выделяет 10% своего бюджета на кураторские визиты. Кафедры туберкулеза высших медицинских учебных заведений также имеют перспективы развития кураторской работы: • проведение научно-практических конференций для врачей ЦРБ по раннему выявлению и профилактике туберкулеза; • разработка региональной математической модели неблагоприятного исхода впервые выявленного туберкулеза для создания алгоритмов по устранению неблагоприятных факторов, приводящих к неудачам лечения; • внедрение программ ранней реабилитации впервые выявленных больных туберкулезом в противотуберкулезных учреждениях региона. Кураторская работа вносит значительный вклад в результаты деятельности противотуберкулезной службы субъектов РФ. Опытом своей работы поделились специалисты Омской, Томской, Кемеровской областей. По итогам работы участники конференции приняли следующее РЕШЕНИЕ: 1. Создать рабочую группу под руководством главного специалиста Минздрава России по оценке возможности перехода противотуберкулезной службы в систему ОМС. 2. Утвердить состав группы: Краснов В.А., Валиев Р.Ш., Степанов Д.В., Куликова И.Б., Туркин Е.Н., Середа В.Г., Ханин А.Л., Куксинский В.А., представитель ФОМС. 3. Поставить перед рабочей группой следующие задачи: определить, что считать «законченным случаем» во фтизиатрии; провести расчеты и определить экономическую целесообразность перехода противотуберкулезной службы в систему ОМС; определить, в каких субъектах РФ будет реализован пилотный проект работы противотуберкулёзной службы в системе ОМС; к очередному Конгрессу НАФ разработать критерии перехода и
вынести их на обсуждение. 4. Учитывая, что курация – это единственная система общих действий фтизиатров России и взглядов на противотуберкулезную деятельность, задача фтизиатрического сообщества - профессионально соединить 3 уровня курации: муниципальный, региональный, федеральный воедино. Определить федеральному учреждению помимо выполнения клинической работы проведение кураторской работы на всех 3-х уровнях. 5. Дать определение и утвердить законодательно понятия «курация», «головное учреждение», находящиеся сегодня вне правового поля. 6. Предложить законодательное решение вопроса о выделении Минздравом РФ денег на курационную деятельность. 7. Представленный на конференции материал считать основой для формулирования предложений по обсуждаемым вопросам и представления их в проекты региональных законов субъектов РФ о предупреждении распространения туберкулеза. 8. Признать работу конференции активной и плодотворной, обсуждение - открытым, заинтересованным. В рамках конференции проведена секция для среднего медицинского персонала противотуберкулезной службы Омской области «Система управления качеством сестринской помощи больным туберкулезом. Критерии оценки работы медицинской сестры». В работе секции приняли участие 74 человека, в том числе 14 специалистов из территорий Сибири и Дальнего Востока. На секции обсуждались следующие вопросы: - организация непрерывного обучения медицинских сестёр - эффективность работы «школы здоровья» для больных туберкулёзом - организация экспертизы контроля качества сестринского дела во
фтизиатрии - организация работы среднего персонала - вопросы инфекционного контроля в противотуберкулёзном стационаре. В рамках работы секции представлено 11 докладов, которые были восприняты с интересом и активно обсуждены. 1. При обсуждении вопроса «Организация непрерывного обучения медицинских сестёр» отмечена необходимость целенаправленного получения специалистами новых и совершенствования имеющихся знаний и навыков в течение всей трудовой деятельности. Это важно, чтобы обеспечить соответствие уровня профессионализма современным достижениям науки и практики. 2. В рамках обсуждения вопроса «Эффективность работы «школы здоровья» для больных туберкулёзом» особое внимание было уделено цели создания «школы здоровья» - сделать пациентов, врачей и медицинских сестер партнёрами по лечению, реабилитации и профилактике, привлечь к взаимовыгодному сотрудничеству; сократить расходы государства, медицинского учреждения и самих больных на лечение запущенных форм туберкулёза. Задачи «школы здоровья»: • формирование у больных мотивации к лечению; • привитие навыков самостоятельного приёма препаратов; 3. Актуальной проблемой на сегодняшний день является организация экспертизы качества сестринского дела во фтизиатрии. Обсуждалось создание нормативной базы, согласно которой осуществляется экспертиза качества работы сестринского персонала; эффективность зачётно-накопительной системы повышения квалификации специалистов среднего звена в виде научно-практических конференций с последующей выдачей сертификатов; внедрение в практику работы лечебных учреждений здоровьесберегающих технологий в виде уроков здоровья. Участники секции приняли следующее РЕШЕНИЕ: 1. Продолжать разрабатывать и активно использовать критерии оценки качества сестринской работы в противотуберкулёзных учреждениях. 2. Организовать в противотуберкулезных учреждениях регионов для повышения профессионального уровня медицинских сестер ежегодное проведение экзаменов с целью подтверждения профессиональной компетенции медицинского персонала. 3. Руководствоваться в работе нормами этического кодекса. 4. Продолжить исследовательские проекты, связанные с оказанием помощи различным категориям пациентов, больных туберкулёзом.
|
|
или воспользуйтесь QR-кодом: |
|
|