Неотложные вопросы организации противотуберкулезной деятельности: подготовка к переходу в систему ОМС, курация

23.05.13 Источник: г. Омск 

22-23 мая 2013 года в городе Омск состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Неотложные вопросы организации противотуберкулезной деятельности, подготовка к переходу в систему ОМС, курация». В рамках форума работала секция «Система управления качеством сестринской помощи больным туберкулезом. Критерии оценки работы медицинской сестры».
Организаторы конференции - ФГБУ «Новосибирский НИИ туберкулеза» Минздрава России, Министерство здравоохранения Омской области, КУЗОО «Клинический противотуберкулезный диспансер», ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия».
В работе конференции приняли участие 239 человек, в том числе сотрудники научно-исследовательских учреждений, преподаватели кафедр медицинских вузов и главные специалисты лечебно-профилактических учреждений фтизиопульмонологического профиля, медицинские сёстры, специалисты Центрального, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, в том числе городов Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Владивосток, Магадан, Омск, Иркутск, Барнаул, Благовещенск, Чита, Екатеринбург, Казань, Кемерово, Красноярск, Саратов, Абакан, Кызыл, Тюмень, Горно-Алтайск, Салехард, Петропавловск-Камчатский, Новокузнецк, Томск, Хабаровск, Улан-Удэ, Якутск.
К началу работы конференции был издан сборник «Неотложные вопросы организации противотуберкулезной деятельности: подготовка к переходу в систему ОМС; курация», куда вошли 60 статей, представляющих интерес для научных работников, преподавателей вузов, специалистов лечебно-профилактических учреждений и организаторов здравоохранения, среднего медицинского персонала. В ходе работы конференции на 3 пленарных заседаниях было заслушано 29 докладов. Проведен круглый стол по вопросам перехода противотуберкулезной службы в систему ОМС.
С приветственным словом к участникам конференции обратились заместитель Министра здравоохранения Омской области - Богданова О.Н., главный внештатный по фтизиатрии и торакальной хирургии МЗ РФ России, профессор - Яблонский П.К., главный внештатный специалист Сибирского федерального округа, профессор - Краснов В.А., представитель офиса ВОЗ в России - Пашкевич Д.Д. Они отметили важность и актуальность вопросов, вынесенных для обсуждения, а также выразили благодарность за регулярность подобных встреч фтизиатров различных уровней и всех заинтересованных служб и ведомств. Во время таких мероприятий подводятся итоги деятельности противотуберкулезной службы как в отдельно взятых территориях, так и в федеральных округах, поднимаются и обсуждаются острые вопросы, по которым принимаются решения, выносимые в дальнейшем для обсуждения на национальном уровне.

Участники конференции отметили:
в России за последние 5 лет наметились положительные тенденции в ситуации с туберкулезом. Показатель заболеваемости за этот период снизился на 20,0% (с 85,1 до 68,1 на 100 000 населения). 
В то же время тревожат такие негативные процессы, как неудержимый рост численности больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя и больных сочетанием ТБ и ВИЧ-инфекции. Остается низкой эффективность лечения впервые выявленных больных. Есть основания говорить о неэффективном использовании финансовых средств.
На сегодняшний день ни одно здание противотуберкулезного учреждения не соответствует международным стандартам и требованиям. 
Основным критерием Росздравнадзора при лечении больных туберкулезом является оптимальное сочетание
• эффективности лечения, 
• качества оказания медицинской помощи, 
• затрат.
На сегодняшний день нет единой стандартизации по всей России, хотя принимаются «правильные законы».
Принятый недавно ФЗ-323 также имеет «подводные камни»:
а) больной имеет право выбрать врача и диспансер, но это усложняет наблюдение и контроль лечения данного пациента;
б) не разработаны критерии доступности и качества оказания медицинской помощи; 
в) в этот Закон заложены другие тарифы, чем существовали раньше, при этом сами тарифы не изменены;
г) отсутствует обоснованная стоимость:
• работы в очагах
• розыска больных в очагах
• работы лабораторной службы
• отсутствует также оплата за медицинские услуги в системе ОМС;
д) нечетко определены этапы реформирования системы ОМС, в том числе по принципу одноканального финансирования.
В то же время переход в систему ОМС – это шаг вперед, так как позволяет посмотреть на функционирование учреждения со стороны и заставляет учиться зарабатывать деньги. Переход в систему ОМС нужен, но осуществлять его необходимо осторожно, с учетом уже выявившихся нерешенных вопросов. 
Согласно Федеральному закону № 326, с 2012 года все страховые взносы на работающих и неработающих граждан поступают в Федеральный бюджет, а возвращаются в субъекты по их заявкам. Программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам РФ состоит из базовой и региональной частей. Фонд ОМС и страховые компании выполняют контролирующие функции. Контрольно-ревизионная служба, согласно существующему приказу, может проверить все, в том числе и расходование финансовых средств, и качество оказания медицинской помощи. Медико-экономическую экспертизу проводят эксперты, контроль качества оказания медицинской помощи проводится на основании соответствия критериям ФЗ № 326. 
Одна из проблем – наличие страховых медицинских полисов. Учреждение, работающее в системе ОМС, может оказывать помощь только застрахованным пациентам. При туберкулезе нет четких принципов оказания помощи лицам из категории БОМЖ.
Нерешенные экономические вопросы:
• тарифы
• неопределенность понятия «законченный случай»
• оценка качества оказания медицинской помощи.
По качеству оказания медицинской помощи региональные и государственные стандарты пока расходятся. Руководители противотуберкулезной службы не имеют опыта работы в системе ОМС и необходимой теоретической подготовки. Противотуберкулезная служба в силу особенностей течения инфекции не укладывается в имеющиеся стандарты и подходы к одноканальному финансированию, для нее их нужно будет разрабатывать отдельно.

Основываясь на опыте работы в условиях одноканального финансирования Республики Татарстан и Тюменской области, участники конференции постановили, что система одноканального финансирования имеет ряд преимуществ:
• приведение в соответствие всех нормативов, в т.ч. коечного фонда;
• сокращение бюджетных расходов на содержание нефункционирующих коек и лечение непрофильных больных;
• сокращение сроков стационарного лечения в соответствии с МЭСами; 
• возможность на основе разработанных стандартов унифицировать расчеты, тарифы, оплату труда; создать систему, при которой врач независимо от стажа работы мог бы хорошо зарабатывать;
• возможность контролировать работу каждого врача, всего учреждения в онлайн-режиме. 
В то же время выявлены недостатки:
• невозможность долечивания непрофильных больных;
• невозможность получить оплату за лечение сопутствующих заболеваний у больного туберкулезом;
• отсутствие у фтизиатров стандартов лечения сопутствующих заболеваний и, соответственно, необходимость приглашать консультантов, что требует дополнительных расходов;
• недостаточное число пациентов для выполнения плана и оплаты по факту;
• увеличение нагрузки на врачей и медсестер по заполнению медицинской документации в условиях дефицита кадров (при этом нагрузка и кадры в соответствие приводиться не будут);
• необходимость внедрения полноценной медицинской и медико-экономической экспертизы; 
• недостаточное число квалифицированных экспертов качества оказания медицинской помощи. 

Прежде чем решить вопрос о переходе в систему ОМС, необходимо:
• провести реструктуризацию противотуберкулезных учреждений с целью получения лицензии и сертификата;
• определить понятие «законченный случай» применительно к фтизиатрии;
• экономически рассчитать, насколько выгоден или невыгоден переход в систему ОМС;
• после утверждения федеральных стандартов разработать стандарты для каждого учреждения, согласующиеся с его целями и задачами;
• до окончательного решения вопроса о переходе в систему ОМС опробовать ее в тестовом режиме на нескольких субъектах с различным уровнем заболеваемости туберкулезом.

Главное - определиться, будет противотуберкулезная служба входить в систему ОМС или нет. Экономическая составляющая системы ОМС - дорогое удовольствие: приглашение экспертов, использование специальных программ. Возникает законный вопрос: окупится ли все это? Что мы получим в итоге? Нельзя упускать и социальный аспект: к чему приведет ужесточение условий госпитализации и сокращение количества стационарных коек? Мы сможем хорошо лечить тех больных, кто заинтересован в излечении и сотрудничает с фтизиатрами. А дезадаптированные больные окажутся за бортом и будут распространять туберкулез? 
Подводя итог работы первого пленарного заседания, участники отметили, что на сегодняшний день возможен переход противотуберкулезной службы в систему в ОМС, однако не стоит забывать, что туберкулез - социальное заболевание, и данную проблему должно решать государство, в том числе система социальной защиты, а не только учреждения фтизиатрического профиля. 

На 2-м пленарном заседании «Необходимость и целесообразность курации в современных условиях» было подчеркнуто: курация представляет собой важный комплекс мероприятий, а именно, оказание организационной, методической и практической помощи противотуберкулезным учреждениям различного уровня и подчинения. В то же время данная деятельность, хотя и используется на всех уровнях, не имеет под собой законодательной базы. В связи с тем, что кураторская работа важна, необходим пересмотр элементов и некоторых функций кураторов. Также необходимо разработать механизмы взаимодействия субъектов курационной деятельности, в том числе в виде заключения договора на проведение кураторской работы, и предусмотреть финансирование данной работы Минздравом России. 
С точки зрения Всемирной Организации Здравоохранения, курация является процессом повышения эффективности работы фтизиатров путем совершенствования их знаний и навыков, улучшения их отношения к работе, позволяет провести первичный анализ проблем, возникающих на пути достижения целей, и определение возможных способов их решения. ВОЗ выделяет 10% своего бюджета на кураторские визиты.

Кафедры туберкулеза высших медицинских учебных заведений также имеют перспективы развития кураторской работы:
• проведение научно-практических конференций для врачей ЦРБ по раннему выявлению и профилактике туберкулеза; 
• разработка региональной математической модели неблагоприятного исхода впервые выявленного туберкулеза для создания алгоритмов по устранению неблагоприятных факторов, приводящих к неудачам лечения; 
• внедрение программ ранней реабилитации впервые выявленных больных туберкулезом в противотуберкулезных учреждениях региона. 

Кураторская работа вносит значительный вклад в результаты деятельности противотуберкулезной службы субъектов РФ. Опытом своей работы поделились специалисты Омской, Томской, Кемеровской областей.

По итогам работы участники конференции приняли следующее РЕШЕНИЕ:
1. Создать рабочую группу под руководством главного специалиста Минздрава России по оценке возможности перехода противотуберкулезной службы в систему ОМС.
2. Утвердить состав группы: Краснов В.А., Валиев Р.Ш., Степанов Д.В., Куликова И.Б., Туркин Е.Н., Середа В.Г., Ханин А.Л., Куксинский В.А., представитель ФОМС.
3. Поставить перед рабочей группой следующие задачи:
 определить, что считать «законченным случаем» во фтизиатрии;
 провести расчеты и определить экономическую целесообразность перехода противотуберкулезной службы в систему ОМС;
 определить, в каких субъектах РФ будет реализован пилотный проект работы противотуберкулёзной службы в системе ОМС;
 к очередному Конгрессу НАФ разработать критерии перехода и вынести их на обсуждение. 
4. Учитывая, что курация – это единственная система общих действий фтизиатров России и взглядов на противотуберкулезную деятельность, задача фтизиатрического сообщества - профессионально соединить 3 уровня курации: муниципальный, региональный, федеральный воедино. Определить федеральному учреждению помимо выполнения клинической работы проведение кураторской работы на всех 3-х уровнях. 
5. Дать определение и утвердить законодательно понятия «курация», «головное учреждение», находящиеся сегодня вне правового поля. 
6. Предложить законодательное решение вопроса о выделении Минздравом РФ денег на курационную деятельность. 
7. Представленный на конференции материал считать основой для формулирования предложений по обсуждаемым вопросам и представления их в проекты региональных законов субъектов РФ о предупреждении распространения туберкулеза. 
8. Признать работу конференции активной и плодотворной, обсуждение - открытым, заинтересованным.

В рамках конференции проведена секция для среднего медицинского персонала противотуберкулезной службы Омской области «Система управления качеством сестринской помощи больным туберкулезом. Критерии оценки работы медицинской сестры». В работе секции приняли участие 74 человека, в том числе 14 специалистов из территорий Сибири и Дальнего Востока.
На секции обсуждались следующие вопросы:
- организация непрерывного обучения медицинских сестёр
- эффективность работы «школы здоровья» для больных туберкулёзом
- организация экспертизы контроля качества сестринского дела во фтизиатрии
- организация работы среднего персонала
- вопросы инфекционного контроля в противотуберкулёзном стационаре.
В рамках работы секции представлено 11 докладов, которые были восприняты с интересом и активно обсуждены. 

1. При обсуждении вопроса «Организация непрерывного обучения медицинских сестёр» отмечена необходимость целенаправленного получения специалистами новых и совершенствования имеющихся знаний и навыков в течение всей трудовой деятельности. Это важно, чтобы обеспечить соответствие уровня профессионализма современным достижениям науки и практики.
2. В рамках обсуждения вопроса «Эффективность работы «школы здоровья» для больных туберкулёзом» особое внимание было уделено цели создания «школы здоровья» - сделать пациентов, врачей и медицинских сестер партнёрами по лечению, реабилитации и профилактике, привлечь к взаимовыгодному сотрудничеству; сократить расходы государства, медицинского учреждения и самих больных на лечение запущенных форм туберкулёза. Задачи «школы здоровья»:
• формирование у больных мотивации к лечению;
• привитие навыков самостоятельного приёма препаратов;
3. Актуальной проблемой на сегодняшний день является организация экспертизы качества сестринского дела во фтизиатрии. Обсуждалось создание нормативной базы, согласно которой осуществляется экспертиза качества работы сестринского персонала; эффективность зачётно-накопительной системы повышения квалификации специалистов среднего звена в виде научно-практических конференций с последующей выдачей сертификатов; внедрение в практику работы лечебных учреждений здоровьесберегающих технологий в виде уроков здоровья. 

Участники секции приняли следующее РЕШЕНИЕ:
1. Продолжать разрабатывать и активно использовать критерии оценки качества сестринской работы в противотуберкулёзных учреждениях.
2. Организовать в противотуберкулезных учреждениях регионов для повышения профессионального уровня медицинских сестер ежегодное проведение экзаменов с целью подтверждения профессиональной компетенции медицинского персонала.
3. Руководствоваться в работе нормами этического кодекса.
4. Продолжить исследовательские проекты, связанные с оказанием помощи различным категориям пациентов, больных туберкулёзом.


или воспользуйтесь QR-кодом:


| Новосибирский НИИ Туберкулеза | карта сайта |
| Противодействие коррупции |
| Обратная связь для обращений о фактах коррупции |

Текущий Язык:

Top.Mail.Ru

Работает на: Amiro CMS